Автошкола СОУК: |г. Самара| Пропаганда безопасности Дорожного Движения, обсуждение автошкольной тематики и вопросов связанных с проблемами автолюбителей.

Советы пожилым водителям и не только

Советы для пожилых водителей

Посвящается дяде Виталику.

Я раньше писал статьи с полезными советами для водителей из расчета на то, что их читают  молодые начинающие водители. Сегодня я получил письмо от дяди Виталия из Украины (город Запорожье). Он благодарил за интересные материалы, которые он прочитал на моём сайте www.avtoshkola163.ru и здесь, на блоге, и попросил меня поделиться советами для пожилых водителей.
За свою трудовую деятельность в автошколе (а это более 20 лет) я обучил вождению автомобиля более двух тысяч человек, среди которых были разные люди и по возрасту, и по социальному положению. Сейчас я обучаю вождению нечасто, только в качестве хобби и чтобы не терять квалификацию, а ещё иногда беру группу для чтения лекций по ПДД по той же причине — чтобы поддерживать тонус.
За прошедший календарный год я обучил не более 15 человек, среди которых хотел бы особо отметить двоих, хотя и остальные были по своему интересны. Мне нравится работать с трудными учениками, от которых отказались другие инструкторы или которые испытали какой-то стресс: либо их напугал предыдущий «учитель», либо этот стресс произошел в результате аварии, участниками которой они были. Мне очень интересно наблюдать со стороны как происходит трансформация мышления человека, как он решает вначале маленькие задачи, потом все больше и больше, а потом становится полноценным водителем, не замечая как это с ним произошло. Два ученика, о которых я упомянул выше, это женщины —  Татьяна (53 года) и Елена (71 год). Татьяна — профессиональная портниха, ведет курсы по шитью, Елена — преподаватель в медицинском университете, кандидат медицинских наук. Конечно, назвать их простыми учениками я не могу, пришлось подбирать к каждому свои методы обучения. Объединяло их и меня то, что они тоже педагоги и то, что они хорошие педагоги.
Татьяна до встречи со мной проходила обучение в какой-то автошколе, где её мало чему научили и вдобавок инструктор сказал, что её обучить нельзя. Тогда за обучение взялся её друг. У него терпения и опыта не хватило, он накричал на нее и сказал, что ее место у швейной машины. После таких учителей у Татьяны был сильный стресс, который пришлось искоренять (у меня есть своя методика для этого).
Елена всю жизнь мечтала управлять автомобилем, но обстоятельства складывались так , что то денег не было, то еще какие-то насущные проблемы возникали. А тут недавно случилось несчастье — инсульт у мужа. Ей стало жизненно необходимо научиться водить машину, чтобы как-то передвигаться по городу и перевозить мужа то на дачу, то в поликлинику, то домой. Племянница Елены подарила ей маленький десятилетний джип и сказала: «Учись». И вот летом 2011 года я стал обучать Татьяну и Елену одновременно. Сразу скажу — было не просто, нужно было всегда придумывать новые упражнения и задания. Сейчас они ездят уже год и наверно забыли как это было для них сложно.

Я привел эти примеры для того чтобы было понятно, что даже в 71 год можно сесть впервые за руль автомобиля и ездить при этом безаварийно. Да, такие ученики нечасто, но бывают.

Давайте поговорим о том, на что нужно обращать внимание и что нужно тренировать тем, чей возраст уже за...
Чем, как правило, не может похвастаться человек в возрасте?
Зрение уже не то — и в темноте плохо видно, и постоянно нехватает освещения, да и цветовосприятие иное становится.
Быстрота реакции уже тоже подводит.

Распределить рационально внимание на дорожною ситуацию так же вызывает затруднение.
Координация движений и алгоритм действий при выполнении манипуляций, связанных с управлением автомобиля, отличается от нормы.
Память тоже ухудшилась.
Слух так же не на высоте.

Для каждой особенности есть определенные рекомендации и упражнения, методика индивидуального подхода.

Каждый может проверить себя элементарными тестами и в дальнейшем учитывать свои психофизические особенности.
Эти особенности (в большинстве своем) заложены от рождения и изменить их трудно, а многие — просто не возможно. Но знать их необходимо хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние они могут оказать на ваши успехи в освоении водительского мастерства. Большинство информации водитель получает с помощью зрения (примерно 90%). Поэтому знать особенности зрения просто необходимо. По данным Американской оптической ассоциации, по меньшей мере 35% водителей имеют опасные дефекты зрения и, самое страшное, что они не знают об этом. А знаете ли их вы? Пройдите самостоятельно несколько простых тестов.
Вот таблица размером 9 см по ширине и 10 см по высоте:

Хорошо ли вы видите ночью?
Проверить можно с помощью данной таблицы: при нормальном дневном освещении с расстояния 5 метров вы должны видеть нижнюю строчку, если нет, то обратитесь за консультацией к окулисту.

Как восстанавливается ваше зрение после ослепления фарами встречного автомобиля?
У человека с нормальным зрением на это уходит 7−8 секунд. Проверить эту особенность можно так же с помощью этой таблицы. Посмотрите на яркий источник света прежде чем посмотреть на фигурки этой таблицы. Если вы начинаете видеть эти фигуры также, как до ослепления раньше чем за 10 секунд — у вас с адаптационными способностями все в порядке. Если это время больше 10 секунд — вам необходимо избегать ночных поездок.

Как обстоят дела с боковым зрением?
Давайте проверим. Способность видеть то, что происходит впереди вас и контролировать боковым зрением то, что происходит сбоку от вас, очень важна. Особенно в городском режиме управления автомобилем, где опасность часто появляется сбоку. Эта особенность определяется величиной пространства справа и слева от вас, которое вы можете видеть держа голову прямо и смотря строго вперед перед собой, глядя на предмет, находящийся не ближе 10 метров от вас. Проверяем: разведите руки в стороны на уровне плеч, образовав при этом прямую линию, и начинайте сводить руки, не опуская их вниз. Как только вы начнете видеть свои руки боковым зрением, замрите и замеряйте угол — если он окажется меньше 45 градусов, значит ваше зрение не очень хорошее и вам необходимо будет, зная эту особенность, чаще крутить головой, не надеясь на своё боковое зрение. Бывают люди с так называемым тоннельным зрением, которое в районе 20 градусов. Таким водителям особенно нужно быть бдительными, так как вовремя можно не увидеть опасность сбоку.

Это и выезды со двора, и пешеходные переходы, и пересечения дорог. Если вы знаете такую особенность своего зрения, не ленитесь поворачивать голову в сторону предполагаемой опасности.

Как вы умеете распределять своё внимание?
При движении по городу вам приходится одновременно следить за несколькими объектами: машинами, пешеходами, светофорами, дорожными знаками, дорожным покрытием и т. п. Насколько хорошо это у вас получается зависит от способности к быстрому распределению и переключению внимания. Проверить её можно с помощью таблицы № 1 и № 2 Шульте-Платонова.

spv03

Постарайтесь как можно быстрее отыскать глазами в таблице № 1 все числа от 1 до 49. Включите секундомер. Если вы затратили на это упражнение менее 60 секунд — ОТЛИЧНО, если более 80 секунд — ПЛОХО.
Попробуйте выполнить более сложное задание. В таблице № 2 отыщите все числа. Работать с этой таблицей нужно следующим образом: сначала найдите единицу, обведенную в кружок, потом единицу без кружка, далее — двойку в кружке и без кружка и так в порядке возрастания до двадцати четырех.


Если время выполнения задания составило менее 80 секунд — ОТЛИЧНО, более 100 с — ПЛОХО.

Если внимание у вас на высоте — можно рассчитывать, что управление автомобилем в городских условиях будет для вас не очень сложным делом. Если вы получили сейчас плохую оценку, не расстраивайтесь, это можно будет компенсировать за счет повышенной осторожности в сложных, необычных условиях движения: не ездить с большой скоростью, сохранять безопасную дистанцию, прогнозировать ситуацию.

Теперь проверим слух.
Слух водителю нужен для того, чтобы слышать сигнал об опасности, которую трудно увидеть, например, шум мотора или шин приближающегося автомобиля, звуковой сигнал сирены скорой помощи, скрип тормозов. Человек с нормальным слухом способен услышать слова произнесенные обычным голосом с расстояния 6 метров,
если у вас плохой слух, старайтесь компенсировать его за счет зрения. Кроме того, не включайте громко радио или музыку в автомобиле, держите свое окно слегка приоткрытым.

Какая у вас реакция?
Время двигательной реакции можно проверить таким тестом: возьмите обычную линейку или полоску бумаги длиной 12 см шириной 3 см и попросите кого нибудь подержать её так, чтобы нижний конец находился между большим и указательным пальцем вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожиданно отпустить её, а вы — поймать между пальцами. Если не успели, то не стоит обольщаться по поводу своей реакции.

На сколько вы встревожены?
Есть еще способы определения вашего психофизического состояния. Например, на рисунке внизу вы видите неподвижные шестеренки, если же они у вас вращаются, значит вы испытываете беспокойство и чем быстрее они вращаются, тем беспокойство сильнее.

Как обстоят дела с глазомером и цветовосприятием?
Теперь давайте посмотрим на рисунок, на котором изображены два прямоугольника: на первый взгляд они разных цветов — нижний светлее, а верхний темнее, но стоит прикрыть пальцем центральную часть, и вы увидите, что это не так.

Как у вас дела с восприятием объема и пространства?
Вот картинка, которая вообще может взорвать мозг.

Вот вы себя и проверили. Все эти картинки должны вас насторожить и заставить задуматься над тем, что не все, что вы видете и слышите, есть так на самом деле, ведь может быть и искаженное восприятие предметов, образов и событий.

Я, конечно, понимаю все ваше недоумение по прочитанному выше. Что же делать? Нужно себя тренировать с учетом этих особенностей и отклонений. Конечно, нужен хороший специалист, который мог бы координировать ваши действия.

Возвращаясь к письму дяди Виталика. Я в этом году ездил на машине в Украину. По Запорожью иногда возил меня дядя Виталик. На что я обратил внимание при его вождении автомобиля, какие ошибки он делает.

Прошло около 40 лет как он получил права. Конечно, никакой дополнительной подготовки за этот период у него не было, ездил по необходимости по городу, в село, где у него дом, ну и иногда, летом, на Азовское море в г. Бердянск, который знаменит тем, что про него писали Ильф и Петров в романе «Золотой теленок» — туда приезжали на «Антилопе Гну» Остап Бендер и его компаньоны.

Ну, я отвлекся.
Так вот, решая на автомобиле изо дня в день насущные проблемы, правила забываются и управление автомобилем не оттачивается. Допускаются элементарные ошибки, которые на первый взгляд безобидны. Но, как правило, пренебрегая мелкими ошибками можно организовать и крупную. Мелкий недочет может повлечь за собой целую цепочку ошибок, которые могут привести к аварии. Если рассматривать все ниже перечисленные ошибки в отдельности, то получится немаленькая книжечка. Давайте рассмотрим только одну ошибку и то поверхностно:

Допустим, вы остановились за «Стоп линией», чем это может вам грозить — ну разве что штрафом. Другое дело, что из-за этого может произойти авария.

  • Вы ограничили видимость для других участников движения, из-за этого может произойти наезд на пешехода или столкновение других транспортных средств.
  • Вы потратите меньше времени при проезде перекрестка при включении для вас зеленого света, тем самым не дадите спокойно закончить маневр другим автомобилям и пешеходам (им просто времени не хватит).
  • Вы подаёте негативный пример для начинающих водителей, которые, в свою очередь, потом будут поступать также. Ведь начинающие водители берут пример с других водителей и закрепляют эти навыки, думая, что другие поступают правильно — ведь другие опытнее.

Типичные ошибки у многих пожилых водителей (и не только пожилых):

многие «срезают» углы на левом повороте, почти выезжая на встречку;

пренебрегают ремнями безопасности;

торможение происходит на самом повороте, а не заранее;

торможение происходит на самом препятствии, а не перед ним;

после переключения передачи  происходит «перегазовка»;

при правом повороте поворачивают не из крайнего положения и вьезжают во второй ряд;

поздно начинают торможение перед светофором или за остановившимся автомобилем;

выезжают за «Стоп линию» при запрещающем сигнале светофора.

Естественно, мелких ошибок больше, чем я перечислил. Напрашивается вопрос: Как быть, что с этими ошибками делать?

Вот небольшие рекомендации, которые универсальны для всех водителей с большим стажем (и не только):

Конечно, нужно выявить особенности вашего организма.

Продумать самостоятельно, что может из этих особенностей повлиять на качество вождения автомобиля.

Определить для себя, чем можно компенсировать недостатки вашего состояния.

Ну и банальная рекомендация — обратиться к профессионалу, хотя бы на несколько часов обучения. Профессионалу-инструктору сразу станут очевидны ваши ошибки, он на них укажет и подскажет как их исправить.

И еще, как это ни странно звучит, — пройдите курс лекций по ПДД, ведь Правила меняются каждый год, а вы наверняка их даже не перечитываете.

Одним словом — милости просим к нам на обучение! www.avtoshkola163.ru

C уважением к вам Валерий Сынтин.
Отдельное спасибо дяде Виталию Алексеевичу Козыряцкому, который в своем письме затронул тему пожилого водителя.

Фото пожилого водителя взято с сайта: medform.net


Популярность: 48%

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (37 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
  • Обсуждения есть в группе Вконтакте:

    vk.com/club14716834

    Заходите, пообщаетесь. Или пишите сюда.

noscript