Автошкола СОУК: |г. Самара| Пропаганда безопасности Дорожного Движения, обсуждение автошкольной тематики и вопросов связанных с проблемами автолюбителей.

К вопросу об остановках маршрутных транспортных средств

Вопрос возник не на ровном месте — водители выполняя разворот в зоне остановки маршрутных транспортных средств (МТС) пытаются найти лазейку в Правилах, чтобы избежать наказания. Если внимательно прочитать ПДД, то можно найти разные термины и условия относительно ограничений и особенностей связанных с использованием остановки для МТС, среди которых можно просто запутаться. За разъяснением я обратился к начальнику отдела организации дорожного движения Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара Чугунову Игорю Александровичу.

«Прежде всего, следует отметить, что остановки должны быть обозначены (пункт 1.2 ПДД РФ, термин «маршрутное транспортное средство»). Речь идёт о знаках 5.16 Место остановки автобуса и (или) троллейбуса и 5.17  Место остановки трамвая. В то же время, в пункте 12.4.ПДД РФ упоминается указатель остановки маршрутных транспортных средств. В комментариях к Правилам сказано, что указателями, кроме знаков 5.16 и 5.17, являются ещё и указатели маршрутов по ГОСТ 25869−90.Указатель остановки маршрутных транспортных средств

В то время, когда ПДД запрещают остановку ближе 15 метров от «мест остановки маршрутных транспортных средств» (пункт 12.4), в пунктах 4.8 и 14.6 ПДД употребляется другой термин — «посадочная площадка». А это разные понятия. Если площадка не приподнята над проезжей частью и не выделена конструктивно следует принимать её длину для маршрутов одного направления 20 метров, а для маршрутов нескольких направлений 30м. Цифры приведены в Комментариях без ссылок на нормативные документы. Определяя визуально размеры посадочной площадки, и ориентируясь на установленные дорожные знаки 5.16, следует учитывать, что по ГОСТ 23457−86 знаки устанавливаются примерно напротив задней двери остановившегося автобуса или троллейбуса, т.е. посадочная площадка смещена вперёд относительно знака.Разворот в этом месте запрещен, справа находится остановка маршрутных транспортных средствРазворот в этом месте запрещен, слева находится остановка маршрутных транспортных средств
Возвращаемся к термину «место остановки маршрутных транспортных средств». Её протяжённость определяется длиной местного уширения проезжей части («кармана») или разметкой 1.17 Разметка 1.17 - обозначает места остановок МТС и маршрутных такси Протяжённость «места остановки МТС» можно указать также табличкой 8.2.1  Табличка 8.2.1 указывает зону действия знака с которым она установлена «Зона действия под знаком 5.16. В этом случае знак устанавливается в начале остановочной площадки (ГОСТ 23457−86, пункт 2.6.19). Такой вариант применён на остановке МТС «КРЦ Звезда» на улице Ново-Садовой. Поэтому для определения зоны, где запрещена остановка, следует добавить по 15м вперёд и назад от краёв остановочной площадки (от краёв «кармана», от разметки 1.17). От знака 5.16 с табличкой 8.2.1 назад откладывается 15м, а вперёд — 15м плюс цифра указанная на табличке. Если «карман» и разметка 1.17 отсутствуют, а знак 5.16 применён без таблички или замещён указателем, то 15м отложить от указателя. Тоесть, речь тогда будет идти о тридцатиметровой зоне. Об этом сказано в тексте Правил (пункт 12.4 ПДД РФ).
Тем не менее, при отсутствии конструктивно выделенной или обозначенной остановочной площадки, её протяженность должна приниматься равной длине посадочной площадки, методика определения которой приведена выше. Об этом говорится в Комментариях к ПДД.
Итак, ограничение на остановку транспортных средств действует на всю длину остановочной площадки и по 15м с каждой стороны, а когда применён только указатель — на тридцатиметровую зону с указателем в середине.
Пункты 8.11 и 8.12, запрещающие разворот и движение задним ходом содержит понятие «Место остановок маршрутных транспортных средств». Очевидно, это понятие обобщающее и включает в себя остановочную площадку, которая в свою очередь включает в себя посадочную площадку с обозначенным местом остановки (задней двери) автобуса/троллейбуса.
В то же время мы согласны, что Правила, к сожалению, не дают четких разъяснений и ответов на все возникающие вопросы. Не каждый водитель в состоянии анализировать нормативные документы, ГОСТы, Комментарии и делать вышеуказанные выводы и заключения (тем более что мнения и трактования расходятся). «Тем более разворот из соседней полосы» (никак не являющийся «Местом остановок маршрутных транспортных средств» ), действительно, воспринимается при прочтении текста правил как не запрещённый.
Было бы более корректно и понятно применить фразу «участок дороги в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств».Участок дороги на котором запрещен разворот Но это уже вопрос не к нам.
Отсутствие в Правилах четких формулировок и многочисленные неувязки должны компенсироваться качественным обучением водителей в автошколах и на курсах с подробными разъяснениями официальных комментариев и различных нормативных документов.
Для исключения конфликтов на практике и последующих бесконечных споров, лучше вовсе избегать подобных ситуаций. Ведь выбрать место для разворота подальше от остановки не составит особого труда и водитель будет в полной уверенности, что его действия не противоречат Правилам."

Чугунов Игорь Александрович.

Популярность: 39%

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (19 голосов, средний: 4.53 из 5)
Loading ... Loading ...
  • Много для себя узнал нового, спасибо за статью.

noscript