Дорога — это жизнь
Но можно и наоборот: жизнь — это дорога. И ведь, как ни скажи, главное получается, — кто и как, в буквальном смысле, умеет передвигаться по этим дорогам и улицам нашей жизни. Учиться этому надо. Не будем вспоминать, как остроумно Ильф и Петров обсуждали превращение пешехода в автомобилиста. Лучше расскажем о работе людей, которые организуют эти «превращения» в наши дни. Беседуем с Олегом Анатольевичем Мартиным, председателем Самарской областной организации общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов», ген. директором Автошколы «Самарского областного учебного комбината», почетным членом ВОА.
— Олег Анатольевич, название организации не простое, Ваш «титул» еще сложнее. Объясните, чем и как занимается и региональное отделении Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) и автошкола Учебного комбината в частности.
— Мы прямой наследник ВДОАМ, -Всероссийского Добровольного Общества Автомобилистов и Мотоциклистов. Отсюда и функции, и задачи, и деятельность. Функций много. Задачи огромные. А если резюмировать, я бы подчеркнул социальную, общественную значимость деятельности ВОА. Не боюсь показаться высокопарным, но прививать россиянам знания и навыки технически грамотно и по-человечески цивилизованно передвигаться по дорогам и улицам городов нашей страны — эта задача огромной важности. И, главное, — чтобы безопасно для всех участников движения. Поэтому из богатого набора сфер, в которых работает наша общественная, подчеркиваю, — общественная организация я бы выделил образовательную и организационно-просветительскую.
— А это не одно и тоже?
— Совсем нет. Образовательная регулируется законом «Об образовании». Нужен необходимый набор документов, лицензий. Они у нас есть. Региональное отделение ВОА давно создало как бы автономное специализированное подразделение Автошколу «Самарского областного учебного комбината»(НОУ ДО СОУК).
— Вы говорите «давно создало»?
— В эти дни исполняется ровно 15 лет.
— Поздравляем. Это почти юбилей.
— А мы и относимся к этой дате серьезно, как к юбилею. Ведь сделано многое. Посудите сами: у нас в Автошколе создана вся необходимая материально-техническая и учебно-методическая база для подготовки и переподготовки водителей категорий «А», «В», «С», «Д», «ВЕ», «СЕ», «ДЕ». И ежегодно мы обучаем до 8 тысяч человек. В области это лидирующие позиции. Объем работы и ответственности представляете?
— Согласен, это много. А качество, а условия?
— Начнем с условий. Мультимедийные системы в классах: компьютерная техника и программы самые современные, набор автотренажеров, свои автодромы, их около 10, один из которых в районе Центрального автовокзала, обучаем вождению практически на любых марках авто. Основу нашего парка составляют «Шкода-Фабия». Все машины «свежие», не старше 2009 года. Целая сеть филиалов по всей области. Теории можно обучаться в формате on-line через Интернет. Помогаем оформить весь пакет документов для сдачи экзамена в ГАИ, все услуги вплоть до фотографии на документы.
— Впечатляет.
— Да, кстати, мы еще готовим специалистов «мастер производственного обучения» и «преподаватель ПДД». Для водителей-профессионалов разработали и запустили специальную программу по методике, пользуется успехом у автопредприятий. А еще у нас есть для повышения водительского мастерства программа контраварийной подготовки. Полезно всем!
— С каким же это коллективом все так удается?
— С замечательным коллективом. У нас практически нет «летунов». Люди работают годами. Проходят все ступени роста. Моральный климат в коллективе это создает прекрасный.
— Вы говорили, что кроме образовательной функции, у ВОА есть еще и организационно- просветительская. Это что?
— Трудно даже перечислить все общественные программы, конкурсы и соревнования в Самаре и области, в которых мы участвуем вместе с ГАИ и Министерством образования и науки. «Безопасное колесо», «Светофорчик», «Добрый путь», «Юный инспектор дорожного движения», «Зеленый огонек». Названия говорят сами за себя. Адресованы они всем возрастным категориям, но в центре внимания, конечно, — дети. У Автошколы целых две команды по автомогоборью и многие годы мы обязательно в тройке призеров. Как правило, первое место за нами. Все это приносит не только «плюс» имиджу Автошколы, но главное — приносит пользу людям. Мы не коммерсанты -«шабашники», а выполняем важную общественную миссию. Наши сотрудники понимают это, есть повод для гордости.
— А теперь, как говорил поэт, «неюбилейное». Какие проблемы видите в организации дорожного движения применительно в деятельности ВОА?
— Как бы мы ни старались с качественной подготовкой водителей, но их нередко подводит недисциплинированность пешеходов, велосипедистов и «скутеристов». Ведь нарушают грубо и безнаказанно. Судите сами, закончился летний сезон. В итоге — более 60 ДТП с участием велосипедистов и водителей «скутеров» (легкие мотороллеры с объемом двигателя менее 50 куб.см). И в основном по их же вине. Немало со смертельны исходом. А ведь большая часть из них это подростки и молодые люди. Права для велосипедистов и «скутеров» не нужны. Носятся по улицам как хотят. Пресловутая «ответственность родителей» — единственный ограничитель. Это проблема для всей России, в том числе и для нашей области. Речь идет ежегодно о десятках искалеченных и загубленных молодых жизней. Скоростные велосипеды и скутеры есть, а норм, как регулировать их движение, чтобы они не создавали аварийных ситуаций — нет. Проблема! ВОА вместе с Федерацией Автомобильных Школ (ФОАШ) разрабатывает законопроект, который обяжет нашу «двухколесную молодежь» все-таки проходить обучение и вождению, и поведению на дорогах. Дело останется за депутатами.
— А структуры типа автошкол ВОА могли бы разработать методики и взять на себя обучение юных «безбашенных» наездников?
— Вполне, мы к этому готовы и не раз предлагали. Проблему надо решать! Велосипед, мопед и «скутер» не должны «привозить» мальчишек на кладбище!
— Недавно в столице автомобилисты провели акцию под девизом: «Люди переходят дорогу по правилам, а бараны как попало»…
— Намек понятен. Далеко не все наши пешеходы образец культуры поведения на дороге. Строгость сотрудников ГИБДД к «четырехколесным» и либеральное «добродушие» к «двуногим» воспитанию этой культуры не способствует. Ну не можете оштрафовать из-за отсутствия документов, так отправьте на трехчасовое административное задержание с прослушиванием лекции о Правилах дорожного движения. Главное, чтобы это была не кампанейщина а постоянная, системная работа. Тогда и воспитаем. До кого-то может после десятого задержания дойдет: где и как улицу переходить.
— Источники проблем это только те, кто не за рулем?
— Отнюдь нет. Могу отметить, раньше некоторые автошколы обходились допустимым минимумом практики вождения автомобиля — всего 7 часов. Мы всегда исходили из максимальных требований — 50 часов практики. Но для некоторых и этого мало. Сложность и напряженность автомобильного трафика в наших городах с каждым годом все выше. Тему качества дорожного покрытия вообще оставим в стороне. Хочу сказать, что есть категория людей, которым вообще противопоказано садиться за руль. Опасны для себя и окружающих. У нас, кстати, есть и приборы, и программы для психо-физиологического тестирования на предмет такой пригодности. Ну вот представим, приходит клиент в автошколу учиться. Проверяем: «право-лево» путает, реакции заторможенные или наоборот слишком реактивные, взрывные. Но если мы пытаемся объяснить, что клиент пришел не на курсы по макраме, а обучаться управлению транспортным средством повышенной опасности, то самые «грамотные» нам тут же предъявляют закон «О защите прав потребителя». Мол, я пришел за услугой, а вы мне отказываете. Будет сдавать зачет в автошколе и экзамен в ГИБДД раз десять. Вдруг сдаст… Таких единицы в общей массе, но есть. Дело не только и не столько в имидже автошколы. Мы чувствуем ответственность за наших курсантов.
— У Вас высокое представление о миссии общественной организации.
— Работаем для людей. На том стоим, иначе не умеем.
— Еще раз с 15-ти летием весь коллектив Автошколы «Самарского областного учебного комбината» ВОА. Удачи, процветания, а вашим курсантам безаварийного движния.
— Спасибо.
Беседовал Петр Хлебников
Популярность: 16%
ekzabeta
3 Окт, 2012
Отличная статья, правда, мне очень понравилось,
автор вообще постаянно радуете читателей своими творчеством.
с текстом с многим сложно не согласится.
от души продолжайте в том же духе.